Print Friendly, PDF & Email

В 2020 году крупнейший налогоплательщик Китая, формирующий более 11% налоговых доходов страны, зарегистрировал рекордную годовую выручку в 1,4 триллиона юаней. Эту компанию, однако, нельзя найти ни в одном списке Forbes, так как формально она остается госпредприятием при Министерстве Промышленности и Информатизации КНР. China Tobacco (中国烟草总公司) существует как бы в параллельной реальности и независимо от международных табачных корпораций, но при этом остается самой успешной табачной компанией на планете. Она также является одним из ключевых экономических инструментов китайского правительства на внутреннем, а в перспективе и на внешнем рынке.

Китай занял почетное место главного курильщика планеты относительно недавно. Проникнув в Китай в 16 веке, табак долго был запрещенным наркотиком в одном ряду с опиумом. Цинский император Канси ввел смертную казнь даже за хранение листьев табака, а после революции как Гоминьдан, так и коммунисты боролись с курением, как с символом тлетворного чужеземного влияния. Ситуация поменялась только после основания Китайской Народной Республики, которая национализировала предприятия British American Tobacco и основала табачную госкорпорацию. В 1980-х создается Управление Государственной табачной монополией (CTMA) и компания China Tobacco. На сегодняшний день компания контролирует 98% китайского рынка, то есть обслуживает почти треть (307 млн) всех курильщиков в мире. При этом гендерный дисбаланс в потреблении сигарет в Китае выражен особенно явно – в стране курят 53% мужчин и всего 3% женщин

Пока остальной мир жалуется на лоббизм индустрии Big Tobacco и на сложности в продвижении антитабачного законодательства, в Китае эта проблема решается просто. Регуляторный орган CTMA, в задачи которого входит борьба с курением и пропаганда здорового образа жизни, и компания China Tobacco – это одна и та же организация с общим советом директоров. У китайского табачного регулятора и у национального производителя сигарет даже общий сайт с государственным доменом и лаконичным названием www.tobacco.gov.cn.

Неудивительно, что в этой ситуации China Tobacco бережно защищен как от политики ограничения курения, так и от международной конкуренции. С 2017 года регулятор CTMA отменил разрешение на импорт зарубежных электронных сигарет и приостановил попытки перевести табачную монополию из под ведомства Министерства Промышленности и Информатизации в ведомство Государственного комитета по здравоохранению. Несмотря на антитабачную повестку богатых и урбанизированных регионов страны, где правительство всячески продвигает ЗОЖ и борется за чистый воздух, табачная монополия пока что не сдает позиции. Так в 2018 г. регулятор не позволил правительству города Ханчжоу полностью запретить курение в ресторанах и публичных учреждениях

Основные страны-производители табака (2020, %)

Источник: UN FAOSTAT

Табачный шелковый путь

На сегодняшний день выручка China Tobacco превышает доходы всех остальных табачных гигантов (British American Tobacco, Philips Morris, Astria) вместе взятых. Однако в будущем перед компанией стоят две неразрешимые проблемы. Во-первых, давление со стороны общественности и органов здравоохранения в последние годы продолжает усиливаться. Китай ратифицировал рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака еще в 2006, и, несмотря на все усилия табачной монополии, ограничений для курильщиков в отдельных провинциях становится все больше. В результате сорока лет сигаретного лоббизма и пропаганды курения на сегодняшний день 7 из 10 китайских некурильщиков ежедневно подвержены влиянию пассивного курения, при этом менее четверти жителей страны считают, что это влечет какие-либо риски для здоровья. Система здравоохранения же отмечает очевидный рост хронических заболеваний как следствие повсеместного активного и пассивного курения. Час расплаты настал в 2019 году, когда ограничение на продажи сигарет в континентальном Китае было впервые включено в госплан «Здоровый Китай 2030». Теперь правительство требует от China Tobacco сократить количество курящих китайцев на 20% уже к 2030 году.

Вторая и еще более фундаментальная проблема состоит в том, что китайский табачный рынок уже попросту пресыщен. В 2003 году число курильщиков в стране впервые начало снижаться, и курение начало выходить из моды у городского среднего класса. China Tobacco достиг всего, чего он мог достичь на внутреннем рынке, и следующий шаг был очевиден – искать внешние рынки. С середины 2000-х компания формулирует долгосрочную стратегию интернационализации и начинает экспериментировать с новыми брендами в Юго-Восточной Азии. С тех пор компания открыла свое производство в 20 странах с 34 официальными представительствами.

С 2015 года Министерство Промышленности также включило интернационализацию China Tobacco в свой план продвижения инициативы «Один пояс – один путь», впервые заговорив об открытии «табачного шелкового пути» в развивающиеся страны. Наконец, в 2019 году в Гонконге состоялось IPO China Tobacco International, которая объединила все дочерние компании за пределами континентального Китая в рамках новой международной корпорации, которая скоро начнет конкурировать с британскими и американскими брендами Big Tobacco.

Золотой век табачной индустрии подходит к концу, и основные игроки рынка пытаются если не вернуть курение в моду, то хотя бы сохранить свой нынешний объем доходов за счет таргетирования женщин, инвестиций в новые виды электронных сигарет и пр. Китайский рынок сталкивается ровно с той же проблемой, поскольку у населения сформировался запрос на оздоровление. Но при этом у China Tobacco свой план на будущее рынка. Будучи и правительственным агентством, и табачной корпорацией одновременно, China Tobacco планирует компенсировать снижение числа курильщиков на внутреннем рынке за счет стремительного расширения в новые страны и использования своего институционального ресурса. В идеале, китайская табачная монополия хотела бы оперировать в мире, где одним из условий получения китайских кредитов для развивающихся стран было бы смягчение их антитабачного законодательства и импорт китайской табачной продукции. И независимо от того, получится у China Tobacco запустить успешные международные бренды или нет, в ближайшие годы компания будет стремиться к монополии и за пределами Китая.

Вход

Добро пожаловать!
欢迎光临!환영합니다!ようこそ!Chào mừng!
Регистрация
Продолжить в Google

К выбору тем