Print Friendly, PDF & Email

Долгое время Китай опережал большинство стран региона по количеству женщин, участвующих в трудовой деятельности. Однако ситуация постепенно стала меняться, и количество работающих китаянок упало с 73,2% в 1990 до 60,5% в 2019 году. Снижение трудовой активности женщин в КНР не означает, что они стали работать меньше, даже наоборот. Важным фактором стала политика ограничения рождаемости, из-за которой доля женщин в экономически активном населении изначально ниже. К тому же, с 2012 года количество рабочей силы в Китае в целом уменьшается. Но есть и другие причины, почему женщинам не так просто построить карьеру.         

Налог на мужа и семью

Согласно исследованиям, гендерная дискриминация при приеме на работу и последующая разница в оплате труда для мужчин и женщин кроется в одних и тех же событиях: браке и детях. В США каждый рожденный ребенок в среднем уменьшает оплату труда матери на 7%, исследования в странах ЕС показывают аналогичные результаты. Помимо очевидных причин вроде декретных отпусков, перерывов в трудовой деятельности, увольнений или смены графика работы с полного дня на частичную занятость или проектную деятельность, важную роль играет непропорциональный разрыв в распределении домашних и семейных обязанностей между родителями, а также предубеждения со стороны работодателей. 

Вступление в брак или сожительство гетеросексуальных пар также влияет на их поведение – мужчины в среднем начинают меньше заниматься домашними делами, а женщины, наоборот, выполняют больше неоплачиваемого труда вроде уборки, глажки и готовки. Такая “женская” работа в результате напрямую влияет на зарплату при устройстве на постоянной основе. 

Не помогает решить ситуацию и корпоративная культура “996”, которая присуща технологической отрасли. Концепция заключается в работе с девяти утра до девяти вечера в течение шести дней в неделю. Такой режим поддерживают многие богатейшие мужчины КНР – создатель технологической компании Alibaba Джека Ма назвал этот стиль работы “благословением”. Другой китайский миллиардер Лю Цяндун, создатель одного из крупнейших интернет-магазинов в Китае JD.com, внес свою лепту в дискуссию о культуре переработок. Пост под названием “8116+8” на личной странице Лю в соцсети WeChat в первые пару дней прочли более 400 тысяч раз. В этой цифре заключается рабочий график главы JD.com – шесть дней в неделю он работает с восьми утра до одиннадцати вечера и еще восемь часов в воскресенье, а отдыхает лишь два дня ежемесячно. “Бездельники мне не братья!” – подытожил он. Есть ли претензии к работе “сестер” или про сотрудниц просто забыли – неизвестно. 

Примечательно, что столь бурное обсуждение проблемы переработок и комментарии от глав компании последовали после смерти 22-летней сотрудницы онлайн-ритейлера Pinduoduо. Девушка по фамилии Чжан закончила работать после полуночи. Примерно в половину второго ночи, когда она возвращалась домой с коллегами, она неожиданно упала и через несколько часов скончалась в больнице.  

Не было счастья, да и технологии не помогли

Переход к рыночной экономике неоднозначно повлиял на занятость женщин, в особенности на жительниц городов. Один из аргументов – для минимизации затрат при найме сотрудников, компании скорее отдадут предпочтение мужчине, нежели соискательнице с аналогичной квалификацией, опасаясь декретного отпуска или дополнительных выплат по уходу за ребенком. В Китае замужняя жительница города чаще сталкивается с увольнениями, меняет работу из-за семейных обстоятельств и реже получает возможность карьерного роста. Более того, гендерная дискриминация при найме практически безостановочно растет с начала 80-х. По некоторым данным, жительницы городов получают 79% от заработка мужчин в среднем, а замужние женщины – 67% от этого показателя. Матери получают в среднем на 25% меньше отцов и примерно 63% от зарплаты бездетных сотрудниц.  

Однако, из-за открытия рынка Китая и последующего развития технологий, частные бизнесы быстро начали обгонять государственные предприятия по прибыли. А по сравнению с политической сферой, где доминируют мужчины (лишь 9% Центрального Комитета КПК женщины, а Постоянный комитет Политбюро за всю историю существования состоял только из мужчин), только начавший полноценной формирование частный сектор предоставлял больше возможностей. Согласно данным исследовательского института Hurun, к 2021 году количество миллиардерок в Китае достигло 85 или две трети от мирового числа. Но и среди богатейших китаянок можно заметить определенные тренды – многие из них заработали свои состояния в сферах фармацевтики, недвижимости, пищевой продукции, некоторые – в сфере технологий. Последняя – одна из наиболее запутанных. С одной стороны, глава Alibaba Джек Ма благодарит женщин за свои успехи, а внутри компании немало руководительниц. Другой техногигант Baidu сообщает и вовсе о 46% женщин на позициях менеджеров и 43% от общей доли всех служащих. В ByteDance и Didi Chuxing аналогичные показатели – примерно 40%.   

Несмотря на внушительные показатели, технологические компании остаются не самыми дружелюбными к вероятным сотрудницам – снимают ролики, таргетированные на привлечение мужчин, в которых говорят о “привлекательных богинях” офиса, проводят корпоративы, где женщины зубами открывают пластиковые бутылки с водой, зажатые между ног сотрудников, а также говорят о поиске работы как о поиске спутницы, где от последней остаются только ноги и спущенные стринги.

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте

Как и технологические компании, которые, несмотря на большой процент женщин среди сотрудников и в руководстве, карьеристки нередко подвергаются критике со стороны общества. “В Китае есть три гендера: мужской, женский и женский со степенью доктора”, шутит 27-летняя Дэн в интервью Quartz. В последние годы все больше китаянок получают степени докторов наук и критика только усиливается, как и по отношению к незамужним женщинам, так называемым “шэн ню” (старая дева), старше 27 лет. Аспиранток нередко сравнивают с монахинями и придумывают разные уничижительные прозвища. 

Современное пренебрежительное отношение к студенткам – более современная проблема. Одним из первых шагов Коммунистической партии после официального создания КНР было повышение уровня образования среди женщин и доли работниц. К 1981 году 40% девочек обучались в старшей школе. В первые годы существования КНР учениц было гораздо меньше – всего 25%. 

Постепенное ухудшение положения женщин плавно происходило вслед за переходом к рыночной экономике – некоторые институты, которые раньше обеспечивали поддержку китаянок при трудоустройстве, не были реформированы и потеряли свою силу. Во многом это было продиктовано разрывом в примерно 24 млн между мужчинами и женщинами из-за политики “Одна семья – один ребенок” и возрождением культа Конфуция, учение которого жестко ограничивает роли в обществе. 

Но несмотря на критику и давление, китаянки постепенно берут свое – с 2004 по 2012 годы количество выпускниц докторантуры увеличилось в 19 раз. Вероятно, что десятилетия поддержки через создание профильных институтов, длительный отказ от традиционных норм, пропаганда образования и труда, особенно среди женщин, создали неплохую базу, с которой очень сложно откатиться назад к старым привычкам. Особенно когда эти знания были переданы через несколько поколений. 

 #Китай #гендер #JD #Alibaba

Вход

Добро пожаловать!
欢迎光临!환영합니다!ようこそ!Chào mừng!
Регистрация
Продолжить в Google

К выбору тем